ПРАКТИКА РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

РК в сообществах

РК в сфере образования

РК в судебной системе

РК в бизнесе

РК и медиа


Поиск
и или


Разрешение конфликтов в сфере образования

По сведениям МВД Украины статистика правонарушений, совершённых школьниками за последнее десятилетие, показывает, что количество правонарушителей в этой категории увеличилось с 5653 до 7685 человек, т. е. прирост за десять лет составил 36%. Прирост преступлений, квалифицируемых как хулиганство, составил 4,3%. В два с половиной раза увеличилось число умышленных убийств, в 2,3 раза - нанесение тяжёлых телесных повреждений. Каждый двадцатый совершил преступление из мотива мести; под влиянием сообщников совершили преступление 12,9%.

Та же статистика свидетельствует, что большинству правонарушений, совершенных школьниками, предшествовали мелкие проступки, не наказуемые в уголовном порядке. Это значит, что процент подростковой преступности можно было бы значительно сократить, если бы в системе образования и воспитания присутствовал эффективный механизм профилактики насилия среди школьников.

На территории СНГ в настоящее время существует несколько образовательных программ, направленных на развитие у школьников навыков разрешения конфликтов ненасильственным путем. Одна из них - программа "Медиация ровесников", заключающаяся в том, что школьники-медиаторы проводят встречи с ровесниками, состоящими друг с другом в конфликте, и помогают им решить их спор с учётом интересов всех сторон. Таким образом, медиация ровесников передаёт ответственность за разрешение конфликтов в руки самих учащихся. Помимо проведения примирительных сессий, школьники-медиаторы участвуют также в мероприятиях, направленных на разъяснение важности и успешности сотруднических подходов, проводят тренинги со сверстниками и младшими школьниками.

Медиация ровесников предполагает поддержку со стороны педагогического коллектива. Как правило, координатором этой программы становится кто-то из заинтересованных преподавателей. Именно он принимает решение о направлении участников конфликта на медиацию. Если медиация ровесников становится не отдельно проводимой программой, а одним из элементов воспитательной работы в школе, то данную функцию можно выполнять школьному психологу или завучу по воспитательной работе. Поскольку эти два человека в школе привлекаются в обязательном порядке к разбору возникающих инцидентов, у них, как правило, гораздо меньше по сравнению с учителями урочных часов и они более доступны в случае экстренной ситуации.

Как показывает практика, программа "Медиация ровесников" позволяет формировать у школьников навыки сотрудничества, строить эффективную систему разрешения конфликтных ситуаций в школе, создавать безопасную, здоровую среду в школьных коллективах. Эта программа является эффективной при решении проблемы насилия в школах. ИсследованияНациональной Ассоциации медиации в сообществах (США) показали, что в результате внедрения подобных программ в школы 90% преподавателей готовы делегировать ученикам право самим разрешать конфликты, а 80% медиаторов-школьников сказали, что процесс медиации помог им самим лучше понять людей с различными ценностями. Часто школы, в которых действуют программы медиации, отмечают 80%-ное снижение числа обращений к школьной администрации по поводу конфликтов, 80%-ное снижение количества драк среди учащихся и 75%-ное уменьшение числа случаев временного отстранения школьников от учебы.

В Украине опыт внедрения медиации ровесников существует в Одесской (проект Одесской Областной Группы Медиации в СШ №4 г. Ильичёвск), Луганской (проект Луганской Областной группы Медиации по обучению подростков навыкам конструктивного взаимодействия в пяти школах г. Луганска) и Черкасской (Центр разрешения конфликтов в 1-ой гимназии) областях.

Интересен опыт московских специалистов Общественного центра "Судебно-правовая реформа" по развитию программ примирения жертв и правонарушителей, которые действуют в Москве, Петрозаводске и Великом Новгороде. За год внедрения программы силами школьников-медиаторов было разрешено более 30 конфликтных и даже криминальных ситуаций (Вестник восстановительной юстиции, стр. 3, выпуск 4, 2002, Москва). Разрешение конфликта в подобного рода программах означает полное примирение сторон, исключающее продолжение конфронтации, преследования и разрастания конфликта с вовлечением в него новых участников, а также возмещение нарушителем потерпевшей стороне морального и материального ущерба.

Существуют и другие программы, помогающие развивать у школьников навыки конструктивного поведения, сотрудничества и разрешения конфликтов, при этом работа по развитию нравственных качеств является неотъемлемым элементом. Например, Ричард Коэн в своей книге "Школьники разрешают конфликты" в главе 9 представил программу, состоящую из 12 уроков по 15-35 минут, которые удобно проводить во время "классных" часов и даже во время занятий по предмету.

Возможная форма работы с младшими школьниками представлена в программе "Игры по разрешению конфликтов" Виолетты Петроски-Бешки, руководителя проекта по разрешению этнических конфликтов при философском факультете Университета имени Кирила и Мефодия (г. Скопье, Македония). Ее программа базируется на необходимости развития культуры миролюбивого и конструктивного разрешения конфликтов, поэтому особое внимание уделяется развитию у детей следующих специальных качеств:

  • сотрудничество (школьники обучаются навыкам конструктивного взаимодействия и построения доверительных отношений между собой);
  • толерантность (школьники учатся воспринимать и уважать различия между людьми как следствие различия в ценностях и понятиях);
  • позитивное эмоциональное самовыражение (школьники обучаются самоконтролю и выражению своих чувств неагрессивным способом);
  • миролюбивое разрешение конфликтов (школьники учатся навыкам разрешения споров с учетом взаимных интересов сторон и сохранением дружеских отношений друг с другом).

"Игры по разрешению конфликтов" представляют собой цикл из 27 воспитательно-образовательных семинаров, которые проводятся как часть учебного процесса с периодичностью один учебный час в неделю.

В Украине, России и Молдове довольно широко известно методическое пособие для школьников и учителей по разрешению конфликтов Даниеля Шапиро "Конфликт и общение: Путеводитель по лабиринту регулирования конфликтов" (Издательство "ARC", Кишинев, 1997).

Есть собственные разработки и у сотрудников Украинского Центра Согласия. Например, "Методика коррекции отношений в детском коллективе "Необитаемый остров" Яценко В.О. представляет собой ролевую многоэтапную игру, цель которой - овладение навыками ведения переговоров, принятия коллективных решений и сотрудничества.

Какой бы ни была выбранная педагогом методика обучения школьников навыкам сотрудничества и позитивного разрешения конфликтов, важно помнить о том, что для достижения положительного результата подход к обучению должен быть комплексным и включать в себя не только классно-урочную работу, но и внеклассную деятельность школьников, педагогического коллектива, школьной администрации и родителей. По мнению Ричарда Коэна, наиболее эффективным этот процесс будет тогда, когда администрация и учителя ставят перед собой задачу преобразования школы, которое ведет к изменению всей атмосферы взаимоотношений. Это трудный и продолжительный процесс, зато результатом его может стать совершенно иной климат человеческих отношений в школе, способствующий сплочению, взаимопониманию и сотрудничеству.

Практика разрешения конфликтов
ГлавнаяНовостиПрактика
разрешения
конфликтов
Восстановительное
правосудие
РесурсыУкраинский
Центр
Согласия
ФорумКарта сайта

Сайт создан при поддержке Института Стабильных Сообществ (ISC), Американского Агентства по международному развитию (USAID), Посольства Великобритании в Украине и Европейской Комиссии.Мнения и взгляды, представленные в настоящих материалах, не обязательно совпадают с точкой зрения доноров. Возможное упоминание в тексте торговых марок или коммерческих продуктов не означает официальную поддержку либо рекомендацию к их использованию.
Комментарии и вопросы Вебмастеру
© 2003 Украинский Центр Согласия. При использовании материалов ссылка на их источник обязательна.
Практика разрешения конфликтов