ПРАКТИКА РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

РК в сообществах

РК в сфере образования

РК в судебной системе

РК в бизнесе

РК и медиа


Поиск
и или


Разрешение конфликтов в бизнесе

Подход, учитывающий интересы сторон в конфликтной ситуации, в бизнесе может быть реализован через независимый арбитраж и медиацию. При разрешении спора путем арбитража результат часто зависит от навыков арбитра и его желания учитывать интересы сторон. В крайнем случае независимый арбитраж может быть сокращенным вариантом судебного процесса, либо принимать такие формы, как мини-суд, факт-файндинг (установление фактов) или ранняя нейтральная оценка. Медиация же позволяет осуществить вышеуказанный подход в наибольшей мере (см. таблицу).

Посредничество в урегулировании правовых споров: опыт США
(Е.И. Носырева, "Государство и право" №5, 1997 г.)

Критерии Посредничество (медиация) Арбитраж Судебное разбирательство
Вынесение решения Стороны Арбитр Судья
Процесс Неформальный Частично формальный Формальный
Время 1-3 недели 3-6 недель 2 года и более
Цена Низкая Средняя Достаточно высокая
Публичность Конфиденциальная процедура Как правило, конфиденциальная Публичная процедура
Правила доказывания Не существуют Неформальные Четко определены процедурой
Отношения между сторонами в ходе разбирательства Сотрудничество Антагонизм Антагонизм
Принцип разрешения спора Достижение соглашения / Примирение Состязательность Состязательность
Ориентация разбирательства На будущее На прошлое На прошлое
Материальный результат Взаимный выигрыш Одна из сторон чаще всего в проигрыше Одна из сторон чаще всего в проигрыше
Эмоциональный результат Чаще снятие эмоционального напряжения и возможность сохранения отношений в будущем Часто сохранение эмоционального напряжения и невозможность сохранения отношений в будущем Чаще сохранение эмоционального напряжения и невозможность сохранения отношений в будущем

Если сделан выбор в пользу медиации, то последовательность дальнейших шагов будет выглядеть следующим образом:

  • Выбор медиатора или организации, предоставляющей соответствующие услуги.
  • Подписание соглашения о проведении медиации, в котором описаны этапы процедуры, основные правила и принципы медиации, а также оговорен гонорар посредника.
  • Медиация (совместные встречи длительностью 3-4 часа; в случае сложных коммерческих споров может занимать и больше времени).

Этапы процедуры

  • Вступление. Знакомство участников, договоренность о правилах ведения процесса. Некоторые медиаторы на этой стадии предпочитают подписывать свой договор со сторонами.
  • Выяснение сути проблемы. Представление сторонами своей точки зрения на суть конфликта. Ответы на вопросы другой стороны и медиатора, поставленные таким образом, чтобы в результате все участники процесса смогли сформулировать общую проблему исходя из реальных интересов сторон конфликта, а не поверхностных требований и взаимных претензий.
  • Совместный поиск вариантов решения проблемы.
  • Подготовка окончательного соглашения.

Принципы и правила медиации

Медиация базируется на следующих принципах:

  • Добровольность. Медиация возможна только в случае добровольного согласия всех сторон и может быть остановлена на любом этапе по желанию любой из сторон либо медиатора.
  • Конфиденциальность. Как стороны, так и медиатор обязуются не разглашать, цитировать, пересказывать третьим лицам, иным образом использовать информацию (письменную и устную, прямую и косвенную), ставшую известной в процессе медиации. В большинстве западных стран конфиденциальность медиации защищена законом, который также определяет возможные исключения (например, в случае, когда медиатору стало известно о фактах насилия над детьми или готовящемся преступлении).
  • Искренность намерений сторон в разрешении спора. Стороны стремятся к взаимовыгодному разрешению противоречий, а не к "победе любой ценой", мести или различного рода манипуляциям с фактами, информацией и т.п.
  • Нейтральность и беспристрастность посредника. Медиатор действует одинаково в интересах обеих сторон и не должен иметь личной заинтересованности в определенном варианте разрешения конфликта.
  • Правомочность. На переговорах присутствуют только лица, уполномоченные принимать решения по данному вопросу

Правила, принимаемые сторонами в процессе медиации, могут оговаривать следующие моменты:

  • уважительное отношение к оппоненту, отсутствие оскорбительных выпадов;
  • очередность высказываний (говорить по очереди, не перебивая друг друга);
  • обязательство обсуждать проблему, а не личность оппонента (стремиться к сотрудничеству, а не выяснению отношений);
  • окончательное решение не принимается, пока не рассмотрены все спорные вопросы и возможные варианты решения ("ничего не решено, пока не решено все").

Гонорар посредника

Как правило, в большинстве дел гонорар посредника оплачивается обеими сторонами в равной степени с целью обеспечить его нейтральность. Исключения могут составлять трудовые споры и семейные конфликты, когда оплату работы посредника берет на себя одна из сторон. В этом случае стороны отдельно оговаривают, что данный факт не должен ни коим образом влиять на нейтральность медиатора. Большинство медиаторов предпочитают определять свой гонорар как почасовую оплату в зависимости от типа конфликта. Так, в США средний гонорар посредника составляет от 85 до 500 долларов в час с каждой стороны. Кроме этого, организации предоставляющие услуги посредников в разрешении конфликтов и споров, иногда устанавливают отдельную плату за административные услуги офиса и работу по координации дела (в среднем, от 25 до 100 долларов со стороны).

Преимущества медиации:

  • Экономия времени
  • Снижение стоимости процесса разрешения спора
  • Возможность влиять на результат
  • Конфиденциальность процедуры
  • Возможность сохранения или восстановления отношений с партнерами
  • Гарантия исполнения решения (в случае успешной медиации)
  • Возможность предотвратить возникновение конфликтных ситуаций в будущем

Медиация неприменима в таких случаях:

  • Существует необходимость в официальном решении суда. Если в суде есть программа судебной медиации, то решение, принятое на медиации, закрепляется в судебном порядке в качестве мирового соглашения
  • Создание юридического (судебного) прецедента
  • Вторая сторона находится вне досягаемости, уклоняется от ответственности или избегает контактов
  • Главный мотив - месть, стремление наказать виновного, а не разрешить конфликт

Корпоративная система разрешения споров

Зарубежная статистика свидетельствует, что 30-40% рабочего времени менеджеров уходит на урегулирование конфликтов; в то же время исполнительные директора крупнейших компаний США тратят 20% своего рабочего времени на судебные тяжбы. Как следствие, все большую популярность приобретает корпоративная система разрешения споров, разработка которой (т.н. dispute resolution systems design) обычно включает в себя следующие этапы:

  • знакомство консультанта с системой управления персоналом;
  • разработка внутренней системы разрешения споров, включающей в себя различные административные механизмы и процедуры вплоть до независимого посредничества;
  • обучение персонала необходимым навыкам (от обычных навыков коммуникации и работы в команде до навыков посредничества для менеджеров соответствующего звена системы).

Опыт внедрения подобных систем показывает, что программы разрешения конфликтов позволяют:

  • Существенно снизить затраты рабочего времени руководителей на урегулирование конфликтов/споров.
  • Поднять моральный дух сотрудников, уменьшить число прогулов, снизить текучесть рабочей силы и предупредить обстоятельства, которые могут стать причиной судебных исков.
  • Повысить эффективность производства (разрешение внутренних конфликтов).
  • Наладить / сохранить отношения с партнерами и конкурентами (предупреждение и разрешение внешних конфликтов).
Практика разрешения конфликтов
ГлавнаяНовостиПрактика
разрешения
конфликтов
Восстановительное
правосудие
РесурсыУкраинский
Центр
Согласия
ФорумКарта сайта

Сайт создан при поддержке Института Стабильных Сообществ (ISC), Американского Агентства по международному развитию (USAID), Посольства Великобритании в Украине и Европейской Комиссии.Мнения и взгляды, представленные в настоящих материалах, не обязательно совпадают с точкой зрения доноров. Возможное упоминание в тексте торговых марок или коммерческих продуктов не означает официальную поддержку либо рекомендацию к их использованию.
Комментарии и вопросы Вебмастеру
© 2003 Украинский Центр Согласия. При использовании материалов ссылка на их источник обязательна.
Практика разрешения конфликтов